Т.А. Волкова,
преподаватель истории ГБОУ СПО ЛНР
«Ровеньковский строительный колледж»
Сегодня нет, такого человека в Луганской Народной Республике, который бы не понимал, что такое патриотизм, любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность сражаться за него до полной победы. Но, к сожалению, очевидно, что у подрастающего поколения материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, а насаждаемая в обществе идеология потребления выхолащивает подростка, у учащихся искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В связи с этим, перед нами - педагогами учебных заведений стоит важная задача, всеми средствами педагогики сформировать и развить личность, которая бы обладала качествами гражданина – патриота своего Отечества, развить важнейшие духовно-нравственные качества – любви к Родине, родному краю, уважения к законности и правопорядку, ответственности за выполнение долга по защите Отечества.
На своем опыте я убедилась, что студентам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного, изучать историю нашего Отечества, проводя между ними параллели.
Краеведческая работа проводится на уроках, во внеурочной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у студентов научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.
Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению студентами самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании подростков.
Краеведческая работа помогает устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Моя практика, убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание студентов к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий, встречи с участниками боевых действий. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени.
Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию студентов, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести студентов от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.
Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности студентов, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у студентов глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.
Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории, а также для установления межпредметных связей.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы.
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес студентов к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.
Эффективным средством в решении этой задачи в нашем колледже является музейная комната боевой и трудовой славы «Живая Память» в которой ведётся работа по разным направлениям и проявляется в разных видах деятельности: изучение истории Луганской Народной Республики, города Ровеньки, истории Великой Отечественной войны, ознакомление с героями и их подвигами, изучением символов государства.
Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Эти мудрые слова до сих пор остаются значимыми и актуальными, а для актива нашей музейной комнаты они стали своеобразным девизом в работе по героико-патриотическому воспитанию учащихся.
Все проводимые мероприятия направлены на формирование у молодежи высоких моральных качеств, воспитание патриотических чувств, готовности достойно служить своей стране.
Наша музейная комната является результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи. Она была основана 20 января 1989 года преподавателем истории Ниной Демировой.
Музей создавался и пополнялся многими поколениями учащихся нашего колледжа. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей, в составе поисковых групп.
Работа в музейной комнате ведётся по нескольким направлениям с использованием различных форм:
- Героико—патриотическое направление - экскурсии, уроки мужества, диспуты, круглые столы, уроки—диалоги;
- Историко—поисковое направление – поисково - исследовательская работа по изучению истории родного края, учебного заведения, истории Великой Отечественной войны, о наших выпускниках погибших при исполнении воинского долга;
- Социально—патриотическое направление - встречи с ветеранами боевых действий, труда, оказание им помощи, уход за памятником воинам - интернационалистам “Чёрный тюльпан”.
Особенно хотелось бы отметить такую форму работы как проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – интернационалистами, защитниками Донбасса, которая оказывает самое действенное влияние на сознание учащихся. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у учащихся уважительного отношения к людям, защищавшим Родину. Общаясь с ними, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину.
Ведущее место в деятельности музейной комнаты занимает поисково-исследовательская работа по сбору материалов об истории нашего колледжа, истории города, о героях и участниках Великой Отечественной войны, мы собираем экспонаты, включающие предметы быта, письменные документы, фотографии.
Собранный материал обрабатывается и располагается в тематических экспозициях, которые разрабатывают сами учащиеся. Им это по-настоящему интересно. И как итог нашей исследовательской работы – ученические поисково – краеведческие проекты, которые я представляю вашему вниманию:
- «Памятные места города Ровеньки»;
- «Ровеньки взгляд сквозь века»;
- История улицы Ленина.
- Героям Молодой гвардии посвящается;
- «Без права на забвение», посвящённый 75 – летию Великой Победы;
- «Памяти павших героев, будьте достойны», посвящённый ровенчанам героям СССР;
- «Афганистан - ты боль моей души» - посвящённый памяти погибших выпускников колледжа в Афганистане;
- Партизанское движение города Ровеньки в годы Великой Отечественной войны;
Выполнив проект, познакомившись досконально с историческим материалом, учащиеся сами стараются писать тексты экскурсий. Хотелось бы отметить, что в системе историко-краеведческого воспитания экскурсионно-массовая работа занимает важное место, так как предполагает подготовку и проведение экскурсий, использование музейной комнаты в общественной жизни колледжа, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы.
В нашей музейной комнате около двухсот экспонатов - коллекция старинных предметов быта ровенчан, гильзы от патронов и снарядов, письма времён Великой Отечественной войны, личные вещи наших погибших выпускников, подаренные родителями и их боевыми товарищами, материалы о героях молодогвардейцах, расстрелянных в Гремучем лесу города Ровеньки.
Учитывая, что в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» 2020 год объявлен Годом памяти и славы, актив музейной комнаты включился в эту работу. На протяжении этого учебного года мы приняли участие в создании республиканского библиографического сборника «Мои земляки Герои Советского Союза», подготовили материал о Герое СССР, уроженце города Ровеньки – Александре Фёдоровиче Бурде, приняли активное участие в международной патриотической акции «Лица Победы». В рамках этой акции учащиеся колледжа собрали материал о членах своих семей, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Этот материал занял достойное место в коллекции нашей музейной комнаты.
Также учащиеся колледжа всегда являются активными участниками онлайн викторин, посвящённых истории Луганщины, не исключением стала и онлайн викторина «Луганщина в годы Великой Отечественной войны».
Мы активно проводим и исследовательскую работу о выпускниках колледжа, которые сегодня защищают рубежи нашего Отечества от агрессии Украины. Активом музейной комнаты установлено, что в период с 2014 года по сегодняшний день при исполнении воинского долга погибло 6 выпускников Ровеньковского строительного колледжа. Благодаря проведённой работе нам удалось оформить уголок памяти в музейной комнате, посвящённый нашим выпускникам, отдавшим жизнь в борьбе за свободу и независимость Луганской Народной Республики.
Безусловно, работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше, ведь музейная педагогика обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на учащихся. Участие в поисково - исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают им узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру нашего края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, а без этого невозможно воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к своей малой родине.
Своё выступление хотелось бы закончить словами студентки, которая написала в своей исследовательской работе «Ровенчане - герои СССР» такие слова:
«Наши земляки – сильные люди. Своими поступками, всей своей жизнью они завещали быть сильными и посвящать порывы души своей Отчизне. В результате работы я многое узнала о своём городе и о тех людях, которые ходили по тем же улицам, что и я. Поистине я могу гордиться ими. Все они были истинными патриотами своей страны. Я считаю, что каждый человек должен внести вклад в жизнь своей малой родины”.
Ради таких вот слов, я считаю, нам стоит работать в данном направлении.