«РОВЕНЬКОВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

ЛНР, г. Ровеньки, ул. Дзержинского, 82

Телефон

+7(85733) 5-40-52

Факс +7(85733) 5-40-56

Эл. почта rpbl@mail.ru

Государственное бюджетное образовательное
 учреждение среднего профессионального образования 
Луганской Народной Республики
 «Ровеньковский строительный колледж»

Использование краеведческого материала на уроках истории и во внеурочной деятельности преподавателя истории

Т.А. Волкова,

преподаватель истории ГБОУ СПО ЛНР

 «Ровеньковский строительный колледж»

 

Сегодня нет, такого человека в Луганской Народной Республике, который бы не понимал, что такое патриотизм, любовь к Родине, преданность своему Отечеству, готовность сражаться за него до полной победы. Но, к сожалению, очевидно, что у подрастающего поколения материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, а насаждаемая в обществе идеология потребления выхолащивает подростка, у учащихся искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В связи с этим, перед нами - педагогами учебных заведений стоит важная задача, всеми средствами педагогики сформировать и развить личность, которая бы обладала качествами гражданина – патриота своего Отечества,  развить важнейшие духовно-нравственные качества – любви к Родине, родному краю, уважения к законности и правопорядку, ответственности за выполнение долга по защите Отечества.

На своем опыте я убедилась, что студентам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного, изучать историю нашего Отечества, проводя между ними параллели.

Краеведческая работа проводится на уроках, во внеурочной работе. Краеведение стало важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у студентов научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Я считаю, что краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению студентами самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны. Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность студентов, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании подростков.

Краеведческая работа помогает устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Моя практика, убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание студентов к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий, встречи с участниками боевых действий. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени.

Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию студентов, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести студентов от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности студентов, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у студентов глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории, а также для установления межпредметных связей.

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы.

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес студентов к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру.

Эффективным средством в решении этой задачи в нашем колледже является музейная комната боевой  и трудовой славы «Живая Память» в которой ведётся работа  по разным направлениям и проявляется в разных видах деятельности: изучение истории Луганской Народной Республики,  города Ровеньки, истории Великой Отечественной войны, ознакомление с героями и их подвигами, изучением символов государства.

Будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Эти мудрые слова до сих пор остаются значимыми и актуальными, а для актива нашей музейной комнаты они стали своеобразным девизом в работе по героико-патриотическому воспитанию учащихся. 

Все проводимые мероприятия направлены на формирование у молодежи высоких моральных качеств, воспитание патриотических чувств, готовности достойно служить своей стране. 

Наша музейная комната является результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи.  Она была основана 20 января 1989 года преподавателем истории Ниной Демировой.

Музей создавался и пополнялся многими поколениями учащихся нашего колледжа. Фактически все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей, в составе поисковых групп.

Работа в музейной комнате ведётся по нескольким направлениям с использованием различных форм:

  • Героико—патриотическое направление - экскурсии, уроки мужества, диспуты, круглые столы, уроки—диалоги;
  • Историко—поисковое направление – поисково - исследовательская работа по изучению истории родного края, учебного заведения, истории Великой Отечественной войны, о наших выпускниках погибших при исполнении воинского долга;
  • Социально—патриотическое направление - встречи с ветеранами боевых действий, труда,  оказание им помощи, уход за памятником воинам - интернационалистам “Чёрный тюльпан”.

Особенно хотелось бы отметить такую форму работы как проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – интернационалистами, защитниками Донбасса, которая оказывает самое действенное влияние на сознание учащихся. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у учащихся уважительного  отношения к людям, защищавшим Родину. Общаясь с ними, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину.

Ведущее место в деятельности музейной комнаты занимает поисково-исследовательская работа по сбору материалов об истории нашего колледжа, истории города, о героях и участниках Великой Отечественной войны, мы собираем экспонаты, включающие предметы быта, письменные документы, фотографии.

 Собранный материал обрабатывается и располагается в тематических экспозициях, которые разрабатывают сами учащиеся. Им это по-настоящему интересно. И как итог нашей исследовательской работы – ученические поисково – краеведческие проекты, которые я представляю вашему вниманию:

  1. «Памятные места города Ровеньки»;
  2. «Ровеньки взгляд сквозь века»;
  3. История улицы Ленина.
  4. Героям Молодой гвардии посвящается;
  5. «Без права на забвение», посвящённый 75 – летию Великой Победы;
  6. «Памяти павших героев, будьте достойны», посвящённый ровенчанам героям СССР;
  7. «Афганистан - ты боль моей души» - посвящённый памяти погибших выпускников колледжа в Афганистане;
  8. Партизанское движение города Ровеньки в годы Великой Отечественной войны;

Выполнив проект, познакомившись досконально с историческим материалом, учащиеся сами стараются писать тексты экскурсий. Хотелось бы отметить, что в системе историко-краеведческого воспитания экскурсионно-массовая работа занимает важное место, так как предполагает подготовку и проведение экскурсий, использование музейной комнаты в общественной жизни колледжа, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы.

В нашей музейной комнате около двухсот экспонатов - коллекция старинных предметов быта ровенчан,  гильзы от патронов и снарядов, письма времён Великой Отечественной войны, личные вещи наших погибших выпускников, подаренные родителями и их боевыми товарищами, материалы о героях молодогвардейцах, расстрелянных в Гремучем лесу города Ровеньки.

Учитывая, что в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» 2020 год объявлен Годом памяти и славы, актив музейной комнаты включился в эту работу. На протяжении этого учебного года мы приняли участие в создании республиканского библиографического сборника «Мои земляки Герои Советского Союза», подготовили  материал о Герое СССР, уроженце города Ровеньки – Александре Фёдоровиче Бурде, приняли активное участие в международной патриотической акции «Лица Победы». В рамках этой акции учащиеся колледжа собрали материал о членах своих семей, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Этот материал занял достойное место в коллекции нашей музейной комнаты.

Также учащиеся колледжа всегда являются активными участниками онлайн викторин, посвящённых истории Луганщины, не исключением стала и онлайн викторина «Луганщина в годы Великой Отечественной войны».

Мы активно проводим и исследовательскую работу о выпускниках колледжа, которые сегодня защищают рубежи нашего Отечества от агрессии Украины. Активом музейной комнаты установлено, что в период с 2014 года по сегодняшний день при исполнении воинского долга погибло 6 выпускников Ровеньковского строительного колледжа. Благодаря проведённой работе нам удалось оформить уголок памяти в музейной комнате, посвящённый нашим выпускникам, отдавшим жизнь в борьбе за свободу и независимость Луганской Народной Республики.

Безусловно, работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше, ведь музейная педагогика обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на учащихся. Участие в поисково - исследовательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают им узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру нашего края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, а без этого невозможно воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к своей малой родине.

 Своё выступление хотелось бы закончить словами студентки, которая написала в своей исследовательской работе «Ровенчане - герои СССР» такие слова:

«Наши земляки – сильные люди. Своими поступками, всей своей жизнью они завещали быть сильными и посвящать порывы души своей Отчизне. В результате работы я многое узнала о своём городе и о тех людях, которые ходили по тем же улицам, что и я. Поистине я могу гордиться ими. Все они были истинными патриотами своей страны. Я считаю, что каждый человек должен внести вклад в жизнь своей малой родины”.

Ради таких вот слов, я считаю, нам стоит работать в данном направлении. 

Учет и средства реализации профессиональной направленности в преподавании общеобразовательной дисциплины «Литература» в системе СПО

Устименко Юлия Владимировна,

преподаватель русского языка и литературы

высшей категории, методист

ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский строительный колледж»

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены возможности учета и средств реализации профессиональной направленности  в преподавании общеобразовательной дисциплины «Литература» в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: интенсификация общеобразовательной подготовки, профессиональная направленность, системно-деятельностный подход, компетентностный подход, речевые ситуации, проблемные ситуации, информационно-коммуникативная технология.

 

Совершенствование преподавания общеобразовательной дисциплины «Литература» на реализуемом в настоящее время базовом уровне осуществляется с учетом профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке. Одной из задач освоения образовательной дисциплины «Литература» (в соответствии с ориентацией на результаты ФГОС СПО) – «способствовать успешному профессиональному образованию».

Исходя из наблюдений, на данный момент проблемой остается низкая мотивация студентов среднего профессионального образования к изучению общеобразовательных дисциплин. Этому способствует ряд причин: низкий уровень освоения обучающимися СПО школьной программы; непонимание студентами цели изучения дисциплин общеобразовательного цикла для получения рабочей профессии; ориентация преподавателей общеобразовательных дисциплин колледжа на школьную программу преподаваемых предметов, отсутствие профессиональной направленности.

Для решения перечисленных проблем,  Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Р-98 была утверждена Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования. Согласно Концепции, интенсификация общеобразовательной подготовки должна включать в себя применение технологии интенсивного обучения, которая предусматривает перенос с активности преподавателя на активность обучающихся, учитывать общедидактические принципы природосообразности, возрастные особенности, личную заинтересованность и мотивацию студентов. В свою очередь, профессиональная направленность предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование у обучающихся знаний, умений, навыков по учебной дисциплине, но и развитие интереса к данной профессии, ценностное отношение, профессиональных качеств личности будущего квалифицированного рабочего.

В соответствии ФГОС СПО основными подходами в преподавании общеобразовательной дисциплины  рекомендовано:

  1. системно-деятельностный подход – это интеграция системного и деятельностного подходов, где цель, методика обучения определяются с позиций системного подхода, а деятельностный подход рассматривается как инструмент достижения цели;
  2. компетентностный подход – это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию.

В связи с использованием данных подходов, педагогу следует обратить особое внимание:

  • на использование разных образовательных технологий: ИКТтехнология, проектная, технология развития критического мышления, игровая, ролевая, проблемного обучения, обучение в сотрудничестве и др., технологий дистанционных и электронных.
  • на отбор эффективных методов и форм организации обучения, позволяющих усилить личностное и профессиональное развитие обучающихся (конференции, проблемные лекции, практикумы, консультации, самостоятельную работу,
    бинарные занятия, внеучебную деятельность (экскурсии,  мастерклассы, конкурсы, викторины и др.).

Для достижения результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Литература», на примере профессий технологического профиля,  практическая подготовка заключается в:

  • изучении биографии писателя, анализе историкокультурного контекста, нравственно-ценностные аспекты, изобразительно-выразительные средства, стили, понятийный аппарат литературоведения;
  • осуществлении комплексного литературоведческого анализа историко и теоретико-литературного характера;
  • использовании личностноориентированного подхода особенностей социального и культурного контекста интерпретацией, выявление связи с другими видами искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка);
  • демонстрации сформированности представлений о принципах и направлениях литературной критики;
  • знании художественных произведений актуализирует возможности анализировать и интерпретировать информацию из разных источников, осуществлять взаимодействие, в том числе в рамках профессиональной деятельности.

На вводном занятии литературы педагогу следует донести до обучающихся, что литература делает человека всесторонне развитым; чтение классических произведений формирует речь, как устную, так и письменную. Нечитающий человек говорит упрощенно, ограничено, не умеет формулировать мысли, неинтересен в общении; человек, увлекающийся чтением, обладает грамотной красивой речью, вызывает восторг и восхищение окружающих.

К практическим навыкам при освоении общеобразовательной дисциплины «Литература» в колледже можно отнести: работу с официальными документами – создание, например, действительного и проектного резюме;  конструирование диалоговых текстов и разыгрывание их в смоделированных условиях и др. Независимо от темы, все занятия включают в себя работу с художественным текстом, что способствует формированию коммуникативной (создания связных высказываний разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности), читательской (осознанное планирование своего актуального и перспективного чтения) и литературоведческой (развитие умений оценивать художественное произведение) компетенций. Педагогу необходимо составлять задания с опорой на тексты разной стилевой принадлежности: художественный, научный, официально-деловой. Это могут быть речевые ситуации, которые побуждают обучающихся к использованию профессиональных терминов из своей будущей профессии; проблемные ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов. Непременным условием усвоения текста является выразительное чтение, а также заучивание наизусть отрывков, прозаических и стихотворных образцов классического искусства. Если избранные тексты для изучения будут содержать интересную для обучающихся информацию из области техники, науки, будущей профессии, а не только выборку из художественной литературы, то и мотивация к профессиональной деятельности обучающихся станет устойчиво высокой.

Внеучебная деятельность должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к ценностно-ориентированному взаимодействию. К формам внеучебной деятельности относятся: конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции, литературные гостиные, поэтические встречи, олимпиады, путешествия, экскурсии, в том числе в учебные, учебно-производственные лаборатории, мастерские и иные структурные подразделения колледжа, где предусмотрено профессиональное общение.

Занятие литературы должен быть обогащено следующими средствами: мемуарными или эпистолярными сведениями о писателе, репродукциями, музыкальным сопровождением и выразительным словом художника. Такую возможность дает педагогу активное использование информационно-коммуникативной технологии в образовании.

Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. На занятии можно использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с последующей дискуссией от просмотренного кинофильма.

Студенты охотно выполняют задания за компьютером: редактировать текст, набрать текст своей творческой работы, составить сборник, оформить  доклад, проектную работу, реферат, создать слайдовую презентацию, клип,  компьютерную схему или карту, выделяют тему изучаемого текста, определяют художественные тропы и синтаксические фигуры, рифму, размер и т.д.

Использование ИКТ в преподавании любой дисциплины таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения.

Можно выделить следующие   приемы применения компьютерных технологий на занятиях литературы: компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний студентов, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного; электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

При этом педагог перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся и управляющего ею. Его основная роль состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.

Таким образом, специфика организации учебных занятий заключается в создании
специальных организационно-педагогических условий, способствующих подготовке
квалифицированных рабочих кадров; ориентация содержания на будущую профессиональную деятельность, отбор методов и форм организации обучения общеобразовательных учебных дисциплин должны усиливать личностное и профессиональное развитие обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алъбеткова Р. И. Активные формы изучения литературы. М., 1988.
  2. Богданова О. Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник  для студентов вузов. - М., 2007.
  3. Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы. - URL: http://metlit.nm.ru/kart/vnekl.html. - Текст: электронный.
  4. Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-30042021-n-r-98-ob-utverzhdenii/
  5. Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС). - URL: http://mlis.ru/ - Текст: электронный.
  6. Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ - Текст: электронный.
  7. Проект. Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Литература». – М., ИРПО, 2022.
  8. Филология на портале «Слово». - URL: http://www.portalslovo.ru/philology/  - Текст: электронный.



 

 

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Устименко Юлия Владимировна,

преподаватель иностранного языка

 (английского языка) высшей категории

ГБОУ СПО ЛНР «Ровеньковский строительный колледж»

В условиях реализации государственных образовательных стандартов одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития ключевых компетенций обучающихся.

Обратимся к принятому в современной методике определению. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4, с. 3]. Проект – уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений [3].

Метод проекта влечет развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие творческого и критического мышления. Положительным моментом является тот факт, что учащиеся обращаются к дополнительным источникам информации (дополнительной литературе, энциклопедиям, Интернет-источникам), исследуют, анализируют, сравнивают.

Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в среднем профессиональном образовании?

Проект на уроке английского языка – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.  Наряду с возможностью развития коммуникативной компетенции учащиеся широко используют и другие средства: мультимедийные презентации, рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкеты, таблицы, графики и диаграммы. Итак, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. В данной системе обучения используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления.

Следует отметить, что в проектной методике преподавателю отводится сложная роль, т.к. во главе учебного процесса стоит личная деятельность учащегося, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно государственным образовательным стандартам, должна быть создана ситуация, в условиях которой обучающийся самостоятельно добывает знания, а педагог координирует и консультирует.

Несложно заметить, проектная работа вызывает у педагога определенные проблемы и трудности:
- организация деятельности;
- дополнительная нагрузка;
- планирование серии занятий, на которых предполагается проведение проектной работы;
- отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- оценка деятельности учащихся;
- учет психологических особенностей учащихся и индивидуальный подход.
         При работе над проектами учащиеся также испытывают трудности: 
- затруднения, связанные с лексическим и грамматическим материалом;
- в работе с информационным и справочным материалом (отбор, анализ, оценка);
- логического связного логического построения текста; 
- сложности взаимодействия с другими учащимися, работа в коллективе;
- в оформлении и презентации проектов.
          Но данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия преподавателя и учащихся.

Преподаватель может составить методические рекомендации или технологическую карту по всем этапам работы учащихся над проектом.

Таким образом, рассмотрим основные этапы проектирования.

На подготовительном этапе необходимо:

- сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;

- определить цели проекта;

- обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, аудио или видеоролик и т. д.);

- определить тип проекта (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный).

При планировании деятельности над проектом необходимо ответить на вопросы: почему? Зачем мы это делаем? Что мы делаем? Как мы делаем?

Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает? Когда мы делаем? В каком виде будем презентовать результат своего труда?
          Следующий этап - поиск и анализ информации, т.е. этап реализации проекта. Учащиеся подбирают и исследуют информацию в различных источниках. Преподавателю необходимо поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта, развитием предложенных идей и консультированием.

Продуктом труда является запланированный результат. Продукты проекта могут быть различными. Например, мультимедийный (видеофильм, видеоролик или презентация), мероприятие (экскурсия, викторина, инсценирование), печатная продукция (журнал, буклет, фотовыставка и т.д.).

Презентация - этап представления и защиты проекта. Чтобы достойно выступить, нужно составить план выступления, подготовить презентацию, сопровождающую выступление, составить речь, которую нужно произнести. Преподаватель на данном этапе оказывает посильную помощь учащимся.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

игровые - ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов на занятии программы практики устной речи, лексики, грамматики, драматизация фрагмента пьесы, диалога в театре; конструктивно-практические проекты, например, в профессиональной направленности - создание инструкции по использованию оборудования, консультации клиента, распорядка дня рабочего;

информативно-исследовательские проекты, например, экскурсия в Новой Зеландии, США; творческие работы - литературный перевод произведения на русский язык, эссе; издательские проекты – стенгазета, бюллетень, памятка.

И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими знаниями, умениями и возможностями.

Например, начиная изучение тем по страноведению, планируем мини-проект «Focus on the United Kingdom», учащиеся получают задание изготовить рекламный буклет или фотовыставку «Интересные уголки Великобритании», «Памятные места», «Путеводитель по Великобритании».

 Остановимся подробнее на конкретном примере. В профессиональном колледже целесообразно проведение проекта «Professional Magazine» («Профессиональный журнал»). Работая в подгруппах, учащиеся разбирают роли: журналист, редактор, главный редактор, технический редактор, дизайнер-оформитель. Материалы, включённые в журнал: англо-русский словарь профессионализмов, статьи на профессиональную тематику, картинки, схемы, описание продукта деятельности, инструментов, анекдоты о профессии. При этом журнал должен отвечать определённым требованиям, которые координирует преподаватель.

Таким образом, следует заметить популярность проектной деятельности обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать следующие задачи: развитие творческих возможностей учащихся, креативности, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

В заключение необходимо отметить, что метод проектов является одной из важных технологий в процессе формирования и развития УУД в современном образовании, который позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

 

Список литературы

1. Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. — Режим

доступа: http://image.websib.ru/05/

2. Бурлакова И. И. Проект «Научно-практическая конференция на английском языке»//Иностранные языки в школе. 2009. № 1. С. 37-40.

3. Ковалев С. М., Ковалев В. М. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура/С. М. Ковалев, В. М. Ковалев. – М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2009. – 520 с.

4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка/Е. С. Полат// ИЯШ: научно-методический журнал. – 2000. – № 2. – С. 3 - 10.

5. Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.ioso.ru/di stant/library

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.